Грузоперевозки по России – драйвер роста логистики РФ
В 2024 году в России отмечено ускорение роста объемов грузоперевозок, при этом основным фактором динамики является увеличение внутренних перевозок – такие данные приводит Банк России в своем обзоре региональной экономики, представленном 17 июля. Доклад ведомства содержит анализ текущей экономической ситуации в семи макрорегионах Российской Федерации, в том числе сводку из сферы логистики. В документе отмечены сложности железнодорожной доставки контейнеров, переориентация грузопотоков и рост тарифов.
Железнодорожные перевозки
Объем железнодорожных грузоперевозок в целом по России в марте-мае 2024 г. снизился примерно на 5% по сравнению с уровнем IV квартала 2021 г. На снижение объема грузоперевозок по железной дороге повлияла высокая загруженность инфраструктуры, а также дефицит подвижного состава и низкая оборачиваемость вагонов.
Аналитики зафиксировали напряженную ситуацию с железнодорожными контейнерными перевозками: повышение приоритета отправок топливно-энергетических товаров на направлениях Восточного полигона увеличило сроки отправки контейнеров на Дальний Восток. В конце апреля 2024 года была повышена очередность перевозки продовольственных и социально значимых товаров в восточном направлении, благодаря чему в мае-июне ситуация несколько улучшилась. Однако проблема загруженности железных дорог остается существенной для большого количества российских предприятий, принявших участие в исследовании. Для того, чтобы минимизировать задержки в поставке грузов, компании используют мультимодальные перевозки.
Что касается изменения погрузки на железных дорогах по видам грузов, то в январе-июне 2024 г. отрицательную динамику продемонстрировали:
- перевозки угля;
- перевозки строительных грузов;
- перевозки железной и марганцевой руды;
- перевозки черных металлов;
- перевозки нефти и нефтепродуктов;
- перевозки цветной руды и серного сырья;
- перевозки химикатов и соды
А возросли за указанный период:
- перевозки удобрений;
- перевозки промышленного сырья;
- перевозки зерна.
Автомобильные перевозки
Вследствие высокой загруженности железнодорожной инфраструктуры наблюдается опережающий рост спроса на грузовые перевозки автомобильным транспортом. В целом по России в марте-мае 2024 г. объем грузовых автоперевозок на 20% превысил уровень IV квартала 2021 г. Среди макрорегионов в январе-мае 2024 г. наибольший рост автомобильных перевозок отмечен в Южном и Центральном федеральных округах. Высокая востребованность автоперевозок по внутрироссийским направлениям обусловлена развитием в регионах сегмента электронной торговли и наращиванием объемов промышленного производства. Кроме того, на положительную динамику повлияло временное закрытие аэропортов в приграничных регионах центральной и южной части России.
Между тем, в сегменте существует дефицит кадров, особенно водителей большегрузного автотранспорта. Из-за нехватки персонала простаивает автопарк. Эти проблемы приводят к повышению стоимости перевозок и увеличению транзитных сроков.
Морские перевозки
Перевалка грузов в морских портах в марте-мае 2024 г. превысила уровень IV квартала 2021 г. примерно на 5%. Рост обеспечили в основном экспортные отгрузки зерна, удобрений и нефти.
Отмечается увеличение объемов внутренних (каботажных) морских грузоперевозок. В направлении Дальнего Востока развивается использование Северного морского пути, с этой целью операторами разрабатываются мультимодальные сервисы. Ввиду загруженности наземных видов транспорта у предприятий растет интерес к речным (внутренним водным) грузоперевозкам.
Авиационные перевозки
В целом грузовые авиаперевозки в структуре российских грузоперевозок занимают незначительную долю – менее 1%. В марте-мае 2024 г. объем перевозок грузов воздушным транспортом оказался на 52,4% ниже аналогичного показателя IV квартала 2021 г. Основная причина падения международного грузопотока – действие экономических санкций против РФ. В настоящее время доставка грузов по международным направлениям осуществляется преимущественно пассажирскими авиакомпаниями.
Между тем объем перевозки грузов воздушным транспортом по внутрироссийским направлениям за январь-май 2024 г. увеличился на 3,3% г/г – за счет расширения отечественными авиакомпаниями сети грузовых маршрутов и увеличения количества рейсов на уже имеющихся.
Стоимость перевозки грузов
Авторы обзора уделили большое внимание удорожанию грузоперевозок. Рост тарифов на грузовые перевозки по основным видам транспорта в апреле-мае 2024 г. ускорился и составил 11,7% к прошлому году. «Рост затрат компаний-операторов железнодорожных перевозок на оплату труда, ремонт парка, лизинг в совокупности с повышением стоимости самого подвижного состава привели к увеличению арендных ставок грузовых вагонов», – отмечается в докладе.
Стоимость автомобильных грузоперевозок в мае 2024 г. увеличилась на 17,2% г/г, что стало следствием возросшего внутреннего спроса на эту услугу. Рост тарифов на автоперевозки также связан с повышением издержек автоперевозчиков – увеличением зарплат на фоне острого дефицита кадров, удорожанием транспортных средств из-за нехватки магистральных тягачей и полуприцепов на российском рынке, а также увеличением расходов на обслуживание автопарка и повышением цен на горюче-смазочные материалы.
Иллюстрации: Доклад «Региональная экономика: комментарии ГУ»
(источник — https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/49340/report_01072024.pdf)
Контейнерные перевозки
для доставки грузов в международных направлениях и по России
Подробнее об услуге