Демередж и детеншен в контейнерных грузоперевозках
В организации контейнерных грузоперевозок существуют такие понятия, как демередж и детеншен. Что они обозначают и в каких случаях применяются?
Что такое демередж и детеншен?
Морские перевозки в контейнерах в настоящее время являются удобным способом доставки грузов на дальние расстояния. Осуществляют такие перевозки судоходные линии, которые курсируют по определенным маршрутам в соответствии с графиком заходов судов в морские порты. Контейнеры для размещения грузов предоставляются либо этими же компаниями, либо отдельными фирмами-владельцами. Для отправителей грузов вариант аренды контейнера для перевозки продукции является оптимальным, особенно если необходимо комбинировать виды транспорта – морской и сухопутный, железнодорожный и автомобильный.
Каждый собственник контейнеров определяет свои условия фрахта, а также сроки пребывания контейнеров в морском порту, на судне и после выгрузки с него. Обычно прибывшим в порт контейнерам предоставляется бесплатный период для выгрузки, таможенного оформления груза, доставки товара в контейнере на склад получателя и возврата порожнего контейнера обратно в терминал. Данный свободный период может варьироваться у разных владельцев контейнерного оборудования. В случае, если клиент превышает установленный свободный срок хранения и перевозки, собственник контейнера взимает дополнительный сбор за сверхнормативное использование контейнера. В зависимости от основания для предъявления неустойки различают два вида такого сбора: демередж и детеншен.
Демередж (от англ. demurrage – «простой») – это плата за пользование контейнером в порту свыше нормативного свободного времени. Чаще всего задержка контейнера происходит по причине затянувшейся выгрузки или погрузки, либо из-за необходимости продлить хранение контейнера в порту. Размер демереджа определяется заранее и закрепляется в договоре между перевозчиком и клиентом, либо исчисляется согласно принятым в порту ставкам.
Детеншен (от англ. detention – «задержка») – это оплата дополнительного времени использования контейнера, вывезенного за пределы порта. Если грузовладелец или перевозчик не уложился в предусмотренный срок возврата порожнего контейнера в терминал, выставляются данные дополнительные затраты. Размер детеншена также определяется соглашением сторон или рассчитывается по фактически понесенным линией расходам.
Отличия и особенности понятий
Демередж и детеншен кажутся близкими по смыслу понятиями, однако между ними существует разница.
По сути, и демередж, и детеншен являются штрафами за использование контейнерного оборудования свыше срока, заранее оговоренного с его владельцем. Чтобы не потерять прибыль, линии четко рассчитывают график перемещения и сроки эксплуатации контейнеров, а нарушение этих нормативов влечет за собой издержки. Демередж и детеншен – это денежная компенсация грузовладельца собственнику оборудования, возникающая вследствие несоблюдения первым условий договора.
Разница между демереджем и детеншеном заключается в том, что под демереджем понимается срок пользования контейнером в порту и плата за его превышение, а под детеншеном – время эксплуатации контейнера вне порта и плата за сверхнормативный срок. Также есть отличия в размере сборов и длительности свободного периода эксплуатации транспортного оборудования.
Демередж и детеншен в контейнерных перевозках применяют как при импорте, так и при экспорте:
- Для импорта: стандартная схема перевозки – контейнер с грузом доставляется в порт, передается на склад заказчика, затем возвращается порожним в порт. Демередж будет взиматься до момента вывоза контейнера на склад, а детеншен – пока порожний контейнер не вернется в терминал.
- Для экспорта: алгоритм отправки – порожний контейнер забирается ответственной за перевозку стороной из терминала, загружается на складе, проходит таможенное оформление, возвращается в порт. Детеншен начисляется за время нахождения контейнера за пределами терминала, пока его загружают, и пока он следует в порт отправления.
Демередж считается с момента возвращения контейнера с грузом в порт.
Как избежать штрафа при контейнерной перевозке?
Начисление сборов за сверхнормативное пользование контейнерами, как и их оплата, не выгодны ни одному из участников процесса перевозки. Однако превышение сроков эксплуатации оборудования и, соответственно, издержки могут возникать по ряду причин.
Вот некоторые из них:
- неправильное оформление документов или их утрата;
- задержка на таможенном досмотре, проблемы при таможенном оформлении груза;
- неверный расчет времени на транспортировку груза;
- отсутствие свободных мест на погрузочном терминале;
- нарушение срока выдачи груза получателю.
У каждой морской лини свой размер сборов демередж и детеншен. Он варьируется в зависимости от порта, условий транспортировки, типа морского контейнера. Перед заказом доставки груза следует заранее выяснить у перевозчика сроки свободного периода и тарифы на сверхнормативное использование оборудования.
Чтобы избежать возможных проблем с простоем судна в порту или задержкой арендованного контейнера, необходимо тщательно прорабатывать маршрут доставки груза и внимательно составлять сопроводительную документацию.
Сервис