Россия-Китай: экспортные и импортные грузоперевозки
Перевозки грузов из России в Китай и в обратном направлении – одни из наиболее востребованных среди российских предприятий. Это неудивительно, ведь Китай для России – ведущий торговый партнер, бизнес с ним активно развивается как в импорте, так и экспорте. По итогам 2022 года объем торговли между КНР и РФ вырос на 29,3 % по сравнению с предыдущим годом и достиг рекордных 190,3 млрд долларов. Обеспечивает растущий товарооборот между странами на сегодняшний день целая индустрия: от организаторов сделок с азиатскими компаниями до услуг по выводу продукции на маркетплейсы. Одну из ключевых ролей в этом процессе играет качественная логистика.
Способы доставки грузов из Китая в Россию и из России в Китай
Доставить груз из КНР в РФ и в обратном направлении можно несколькими способами. Между странами имеется общая граница, но транспортные артерии могут пролегать и по территории других государств.
Благодаря общей границе между Россией и Китаем перевозчики в организации доставки грузов могут использовать все разнообразие транспортных средств. На выбор способа транспортировки влияет тип груза – оптовая продукция, крупногабаритный груз, малая по объему партия товаров; вид груза – наливной, насыпной, навалочный; категория опасности груза.
Для оптимизации затрат на логистику и сокращения транзитного срока перевозчики часто применяют мультимодальные схемы доставки грузов, то есть комбинируют несколько видов транспорта на разных участках одного маршрута. К тому же определенные виды транспорта сильно зависят от необходимой инфраструктуры.
Морская перевозка
С изобретением контейнеров, которые можно перегружать на разные виды транспорта без перетарки, у логистов появилась возможность доставлять грузы в любую точку мира водным транспортом. Перевозки по морю на сегодняшний день являются самым популярным способом доставки товаров из Азии.
По морю пролегают и наиболее ёмкие транспортные артерии между Россией и Китаем. Суда курсируют между портовыми городами двух государств, а для доставки грузов в конечную точку маршрута на суше задействуется автомобильный и железнодорожный транспорт.
Из Китая отправление осуществляется из двух десятков портов, самые известные из них – Гуанчжоу, Гонконг, Циндао, Далянь, Шанхай, Яньтьянь, Нинбо.
В России наибольший грузооборот приходится на торговые порты Новороссийск, Санкт-Петербург, Усть-Луга, Владивосток, Восточный. Северный путь используется реже, так как зимой он замерзает и требует применения ледокольной техники.
В морских портах происходит прием и затарка контейнеров, а также таможенное оформление. Здесь же, на терминалах, производится перегруз контейнеров на железнодорожный или автомобильный транспорт для дальнейшего следования к месту назначения при импортной перевозке, либо с наземного транспорта на водный при экспорте.
Железнодорожная перевозка
По железной дороге экспортно-импортные перевозки осуществляются либо с помощью контейнеров, либо в универсальных вагонах (крытые, полувагоны, универсальные платформы), либо в специализированном подвижном составе. При этом грузы или контейнеры на пограничных станциях обязательно перегружаются с российского подвижного состава на китайский, поскольку колея российских железных дорог отличается от китайских. Возможна также доставка поездом сборного груза.
Ключевая железнодорожная артерия России — Транссибирская магистраль, по которой движется большая часть контейнеров с грузами. Очень востребованной благодаря оптимальному соотношению стоимости и срока перевозки является доставка грузов прямыми контейнерными поездами, следующими через Забайкальск. Для оперативных контейнерных перевозок из Китая или в Китай существует также около десятка ускоренных маршрутов. В России пунктами прибытия или отправления ускоренных контейнерных поездов могут быть Москва, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск и другие города. Маршрут пролегает через различные перевалочные станции России, Монголии, Казахстана.
Автомобильная перевозка
Самым мобильным способом доставки груза из Китая в Россию и в обратном направлении можно назвать автомобильную перевозку. Для мелких партий товаров аренда всей машины (FTL) или места в ней (сборный груз, LTL) – оптимальный вариант, если нет необходимости в срочной доставке самолетом. Между Россией и Китаем расположена большая сухопутная территория, что позволяет спланировать для фуры гибкий маршрут. В зависимости от пункта отправления и места назначения он может пролегать через Казахстан или Монголию, а на востоке целесообразней ехать напрямую из Китая в Россию.
Еще одно преимущество доставки автомобильным транспортом – возможность погрузки и выгрузки в удобном для клиента месте.
Авиаперевозка
Перевозка груза воздушным транспортом необходима, когда решающее значение имеет скорость доставки. Допустимые габариты и максимальный вес груза для авиадоставки определяются условиями перевозки авиакомпаний и моделью самолёта.
Отправка грузов осуществляется в тех городах, из которых есть прямые рейсы в нужных направлениях. Во всех крупных городах Китая имеются аэропорты, откуда осуществляются регулярные рейсы в Россию. Стабильное авиасообщение между странами позволяет спланировать перевозку в максимально сжатый срок. Если же пункт отправления или пункт назначения расположены вдали от аэропорта, то в схему доставки дополнительно включается автотранспорт.
Авиадоставка груза из Китая в Россию и обратно может осуществляться также чартерным рейсом. Такой способ позволяет удовлетворить все пожелания заказчика по маршруту, времени доставки груза, размещению груза специальной категории.
Сроки доставки груза
Срок доставки груза из Китая в Россию и из России в Китай зависит прежде всего от способа транспортировки, а также от ряда других факторов.
На транзитный срок могут повлиять:
- сезонность – в предновогодний период доставка обычно затягивается ввиду повышенного спроса среди потребителей, нехватки транспорта, заторов на пропускных пунктах;
- реалии международной логистики – например, дефицит контейнерных мощностей;
- форс-мажорные обстоятельства – например, пандемия коронавируса внесла свои коррективы в порядок контроля ввозимых и вывозимых товаров.
В обычное время приблизительные сроки доставки груза из Китая до склада в Москве следующие:
— морским транспортом с транзитом через Европу: 40-60 дней;
— мультимодальная перевозка через Владивосток: 25-30 дней;
— автомобильным транспортом – 20-30 дней;
— прямым контейнерным поездом по железной дороге – 15-20 дней;
— воздушным транспортом – от 3-х дней.
Стоимость перевозки груза из Китая в Россию и из России в Китай
Стоимость услуги перевозки груза между Россией и Китаем складывается из нескольких составляющих. При ее расчете учитывается категория груза и его весогабаритные характеристики, способ транспортировки (в составе сборной партии или отдельным контейнером), особые условия доставки, объем работ перевозчика.
В комплекс работ по организации грузоперевозки часто входят такие дополнительные услуги, как оформление сопроводительной документации (в том числе при необходимости сертификация), таможенное оформление, страхование груза, охрана груза в пути следования. Также могут быть необходимы погрузо-разгрузочные работы, консолидация груза, хранение на транзитных складах и т.п. Формируя бюджет доставки груза, перевозчик учитывает то, что потребуется на каждом ее этапе.
На стоимость, как и на сроки международных грузоперевозок, значительное влияние оказывают геополитические события. Так, сокращение на государственном уровне торговых связей с одними странами влечет за собой переориентацию на другие, а соответственно – изменение грузовых потоков и появление новых транспортно-логистических схем. На цене грузоперевозки непосредственно отражаются различные экономические факторы – например, колебания курсов валют и ставок на услуги собственников транспорта. Поэтому точно ответить на вопрос, сколько стоит доставка из Китая в Россию или из России в Китай, можно лишь после индивидуального расчёта по заявке в конкретный период времени.
Мультимодальные перевозки
Мультимодальные перевозки
для доставки грузов в международных направлениях и по России
Подробнее об услуге