Рынок грузовых авиаперевозок в России и мире в 2022 году
Рост суммарной прибыли крупнейших грузовых авиакомпаний России в 2021 году составил 26% — она достигла 62 млрд руб. Однако 2022 год вероятнее всего продемонстрирует снижение их финансовых показателей по причине введения западных санкций, а также запрета полетов в Европу, США и другие страны. Анализ ситуации рынка авиадоставки грузов провел РБК.
Эксперты проанализировали отчетности по РСБУ семи самых крупных по объемам перевозок российских грузовых авиакомпаний и представили данные: по итогам 2021 года их совокупная выручка составила 233 млрд руб., а чистая прибыль – 62 млрд руб. Это рекордные цифры с 2018 года. В сравнении с показателями с пандемийного 2020-го выручка увеличилась на 31%, чистая прибыль – на 26%.
Грузовые перевозчики и парк самолетов
В прошлом году российские авиакомпании в общей сложности перевезли 1,476 млн т грузов и почты, это на 26% выше объема 2020 года. Из этого количества 99,3% отправлений перевезли 35 перевозчиков. Самой крупной грузовой авиакомпанией России является группа «Волга-Днепр», в которую входят одноименная «Волга-Днепр», а также AirBridgeCargo и «Атран». В 2021-м она доставила 724,6 тыс. т, а это 49% от всего объема грузов, перевезенных воздушным транспортом. Группа «Волга-Днепр» и еще четыре компании совокупно осуществили более 54% всех грузовых авиаперевозок. Флот этих компаний состоит исключительно из грузовых воздушных судов.
По данным РБК на февраль 2022 года, это самолеты:
- AirBridgeCargo — 8 бортов Boeing 747/777;
- SkyGates — два Boeing 747;
- «Авиастар-ТУ» — шесть Boeing 757 и четыре Ту-204;
- «Атран» — девять Boeing 737;
- «Волга-Днепр» — семь Ан-124 и четыре Ил-76;
- «Ерофей» — один Boeing 757;
- «Авиакон Цитотранс» — пять Ил-76.
Ретроспектива успеха 2021 года
Если рассматривать структуру грузовых авиаперевозок, то больше половины их объема, 73%, в 2021 году пришлось на международные направления. К примеру, «Волга-Днепр», AirBridgeCargo, «Атран», обеспечившие 96% прибыли рассматриваемого пула компаний, летали преимущественно за границу.
Удачным 2021 год оказался и для зарубежных авиаперевозчиков. Люксембургская грузовая группа Cargolux (30 самолетов Boeing 747) и немецкая Lufthansa Cargo (15 самолетов Boeing 777) заявили о том, что этот год по финансовым показателям был лучшим в их истории. Выручка первой компании выросла на 40% (до $4,4 млрд), второй – на 38% (до €3,8 млрд).
Столь впечатляющие результаты как отечественным, так и зарубежным авиакомпаниям обеспечила перестройка глобальной логистики на фоне мировой пандемии COVID-19. Предложения от морских линий сократились, из-за чего в пять-шесть раз выросла стоимость контейнерных перевозок по воде. Доставка грузов по воздуху в этой ситуации, напротив, упала в цене – за счет использования пассажирских бортов. К тому же в прошлом году продолжила рост электронная торговля, увеличился спрос на товары медицинского назначения и высокотехнологичные продукты.
Новая реальность
В январе-феврале 2022 года грузопоток российских авиакомпаний продолжал расти — на 4,5% к аналогичному периоду 2021 года. Однако в конце февраля Евросоюз полностью закрыл небо для отечественных авиаперевозчиков, ввел запрет на поставку в Россию запчастей для воздушных судов и обслуживание авиатехники, приостановил лизинговые контракты. Минторг США запретил любое обслуживание за рубежом самолетов Boeing, эксплуатируемых перевозчиками AirBridgeCargo и «Авиастар-ТУ». Вследствие этого AirBridgeCargo и «Атран» прекратили полеты за рубеж.
Столкнувшись с ограничениями и не имея возможности использовать собственные мощности в полную силу, российским авиакомпаниям пришлось задуматься об интеграции с перевозчиками из дружественных стран. Так, SkyGates передала два самолета Boeing 747 родственной азербайджанской компании Silk Way West Airlines. А «Волга-Днепр» предположительно прорабатывает вариант перевода части флота во владение арабской авиакомпании.
На фоне текущей ситуации неизбежно снижение объема международных грузоперевозок воздушным транспортом. Эксперты прогнозируют падение грузопотока во втором-четвертом кварталах 2022 года минимум на 30-40% по сравнению с 2021-м, а сокращение годовой совокупной выручки отрасли грузовых авиаперевозок более чем вдвое.
Геополитическая ситуация нестабильна, но экономическая жизнь не останавливается, бизнес адаптируется к новым условиям. Государство в целях поддержки отечественной авиации выделило финансовую помощь: 2,9 млрд руб. для компаний, осуществляющих грузовые перевозки, и 100 млрд руб. для пассажирских авиакомпаний. По словам премьер-министра РФ Михаила Мишустина, данная программа будет действовать с апреля по октябрь 2022 года и поможет переориентировать имеющийся парк грузовых самолетов на перевозки в интересах российских заказчиков. Очевидно, что для сохранения возможностей восстановления отрасли в будущем потребуются дополнительные меры поддержки.
Источник: Кореняко А. Российские грузовые авиакомпании получили рекордную прибыль / rbc.ru
Авиаперевозки